Международный научный симпозиум «Русская грамматика: активные процессы в языке и речи»

Е.Н. Виноградова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: katinko2007@yandex.ru

В статье предлагается описание Международного научного симпозиума «Русская грамматика: активные процессы в языке и речи», который прошел в Ярославле в мае 2019 года. Основное внимание уделено пленарным докладам; перечислены основные направления работы симпозиума.

Ключевые слова: русский язык, грамматика, симпозиум.

С 17 по 19 мая 2019 года в Ярославле проходил международный симпозиум «Русская грамматика: активные процессы в языке и речи», продолживший серию научных встреч, посвященных обсуждению актуальных проблем русской грамматики: «Русская грамматика 4.0» (Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2016), «Русская грамматика: описание, преподавание, тестирование» (Хельсинкский университет, 2017) [Леонтьева 2017], «Русская грамматика: структурная организация языка и процессы языкового функционирования» (Санкт-Петербургский государственный университет, 2018) [Виноградова, Кобозева 2018]. Очередной форум собрал русистов в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского. Соучредителями симпозиума выступили Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Институт русского языка имени В.В. Виноградова и Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина.

На открытии симпозиума с приветственным словом выступил д.пед.н., ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, М.В. Груздев и организатор симпозиума д.ф.н., профессор Л.В. Ухова, пожелавшие участниками получить удовольствие не только от плодотворной работы и профессионального общения, но и от прогулок по древнему севернорусскому городу.

Работу первого дня симпозиума, отведенного пленарным заседаниям, открыл д.ф.н., профессор В.Г. Костомаров (Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина), который рассказал об активных процессах в русском языке, о соотношении нормы и узуса, о стилистике как науке, а также о развитии идей В.В. Виноградова в современной лингвистике. Профессор А. Мустайоки (МАПРЯЛ, Хельсинский университет) представил чек-лист составителя русской грамматики, включающий 10 параметров, которые необходимо учитывать создателям грамматики: (1) назначение грамматики (нормативный vs. описательный подход); (2) основа сведений о языке (интуиция vs. употребление); (3) учет всех / некоторых разновидностей языка, (4) адресат грамматики, (5) языковые пласты, покрываемые грамматикой, (6) использование / неиспользование количественных методов, (7) временные рамки грамматики, (8) направление описания (ономасиологический vs. семасиологический подход), (9) «статичность» описания (генеративный подход), (10) одноязычная vs. сопоставительная грамматика. Д.ф.н., профессора Ю.Д. Апресян и В.Ю. Апресян (Институт русского языка имени В.В. Виноградова) выступили с докладом «Грамматика в Активном словаре русского языка», в котором показали основные принципы разграничения лексем в Активном словаре, охарактеризовали выделяемые семантические свойства лексемы (прототип лексического значения и его семантические модификации), тесно связанные с грамматическими особенностями употребления лексемы, продемонстрировали возможность системного описания лексики с помощью понятия «лексикографический тип» и остановились на некоторых синтаксических фраземах, как конструкциях, которые должны указываться в словарной информации. Далее в совместном докладе д.ф.н., профессора Е.В. Рахилиной и ее коллег Е.Н. Афанасьевой, П.А. Бычковой, М.А. Коршак, М. Рахматуллоевой, Е.А. Слепак и Ю.И. Яковлевой (Институт русского языка имени В.В. Виноградова, НИУ «Высшая школа экономики») были представлены результаты проекта по описанию дискурсивных формул русского языка, в котором на настоящий момент создан реестр из около 500 дискурсивных формул, которые разделены на следующие основные классы: согласие на предложение (Без проблем! Я за! Почему бы и нет!), подтверждение (И не говори! А как же! А ты как думала!), безразличие (Да пожалуйста! Мне-то что! Ну и ладно!), отрицание (Не скажи! Ничего подобного! Что ты!), отказ (Ну уж нет! Только ни это! Ни в коем случае!), удивление (Ну и ну! Вот это да! Надо же!), оценка (Эх ты! Да ну тебя! И ты туда же!), утешение (Ну что ты! Да ладно тебе! Ну-ну-ну!). Заключала сообщение презентация онлайн-курса «Как скажешь!». Профессор П. Коста (университет Потсдама) в докладе «Адъективные и малые клаузы в сравнении со свободными обстоятельственными адъюнктами» на обширнейшем материале различных типов конструкций представил свою концепцию описания синтаксических построений. Д.ф.н., профессор К.А. Рогова (Санкт-Петербургский государственный университет) рассказала о необходимости взгляда сквозь призму дискурса при создании грамматики и показала, каким образом он влияет как на языковые, так и на речевые явления, отметив сложность как выявления влияния дискурса на грамматику, так и включения этого, безусловно, важнейшего компонента в грамматику. Завершал первое пленарное заседание д.ф.н., профессор С.Т. Золян (Национальная академия наук Армении, Балтийский федеральный университет имени Ии. Канта) с докладом «О семантико-синтаксических механизмах смыслообразования», в котором на примере политического анекдота с участием Д.А. Медведева и Н. Пашиняна «А теперь мы уже можем перейти» оригинально продемонстрировал некоторые принципы описания семантико-синтаксических механизмов управления лексических единиц.

Второе пленарное заседание открыла д.ф.н., профессор Е.В. Рахилина, которая вместе с коллегами (Институт русского языка имени В.В. Виноградова) сделала презентацию третьего тома Русской корпусной грамматики. Д.ф.н., профессор И.Г. Милославский (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) в докладе «Русская грамматика 4.0: усовершенствованная классификация языковых проявлений или удовлетворение потребностей пользователя» продолжал искать ответ на вопрос-лейтмотив симпозиума «Какой быть новой русской грамматике?», отмечая, что колоссальный массив знаний, изложенных в академических грамматиках, практически не представляет интереса для иностранца, изучающего русский язык. Далее выступила профессор В. Вардиц (университет Потсдама), рассказавшая в докладе «Грамматика русского языка диаспоры: вариативность или языковой сдвиг» об особенностях унаследованного эритажного русского языка в Германии. Особое внимание ученый уделила анализу межпоколенческих изменений в речи иммигрантов из России. Доклад д.ф.н., профессора Е.Г. Борисовой (Московский городской педагогический университет) также представлял грамматику особого рода – грамматику слушающего. Рецептивная грамматика, по мысли Елены Борисовны, должна соотноситься с действиями, выполняемыми слушающим: восприятием, дешифровкой, ориентацией, восстановлением импликатур и замысла говорящего, а также определением эмоциональной нагрузки. Д.ф.н., профессор Е.Ф. Киров (Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина) в докладе «Принципы описания русского языка» обратился к «сквозным» понятиям и категориям, которые пронизывают все уровни языка (ср., например, 0-форму). К.ф.н., доцент О.И. Глазунова (Санкт-Петербургский университет) апеллировала к классификациям сложноподчиненных предложений в отечественном языкознании, продемонстрировав новый взгляд на эту, казалось бы, «избитую» тему. Далее выступил д.ф.н., профессор А.Л. Шарандин (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина), представивший доклад на тему «Лексическая семантика как системный аспект описания грамматического строя». Итог работы первого дня работы подвели организаторы симпозиума, сообщившие, что следующая «грамматическая» научная встреча, пройдет в сентябре 2020 года в Потсдаме (позднее сроки проведения были перенесены на май 2021 г.).

Во второй день работы симпозиума состоялись секционные заседания. В первой половине дня русисты обсуждали проблемы грамматического описания и представляли результаты своих исследований в рамках трех секций: 1. «Грамматические процессы в русском языке с позиций взаимодействия синхронии и диахронии. Активные процессы в морфологии и синтаксисе русского языка», 2. «Новые направления в русской грамматике: фонетическая грамматика, словообразовательная грамматика, позиционная грамматика, лексическая грамматика, морфосинтаксис», 3. «Корпусная и корпусно-ориентированная грамматика русского языка». После обеденного перерыва началась работа секций 4. «Дискурсивные аспекты русской грамматики; грамматика текста», 5. «Роль русской грамматики в процессе формирования первичной и вторичной языковой личности в процессе преподавания русского языка (РКР, РКН и РКИ и их взаимодействие))», 6. «Русистика и актуальные вопросы медиалингвистики».

В конференции приняли участие ученые из различных научных институтов, высших и средних учебных заведений Белгорода, Белграда, Бийска, Бордо, Брянска, Владивостока, Владимира, Волгограда, Женевы, Калининграда, Каунаса, Кирова, Кракова, Лондона, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ольштына, Пензы, Потсдама, Ростова, Санкт-Петербурга, Симферополя, Стокгольма, Сургута, Таллина, Тамбова, Твери, Фалуна, Хельсинки, Челябинска, Череповца, Ярославля.

 

Литература

Виноградова Е.Н., Кобозева И.М. Международный симпозиум «Русская грамматика: структурная организация языка и процессы языкового функционирования» // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2018, № 6. С. 213–225.

Леонтьева А.Л. «Русская грамматика: описание, преподавание, тестирование» // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2017, № 3. С. 232–235.

 

International symposium «Russian grammar: active processes in language and speech»

Ekaterina Vinogradova, Lomonosov Moscow State University
E-mail: katinko2007@yandex.ru

The article presents an International symposium «Russian grammar: active processes in language and speech» which took place in Yaroslavl on 2019, May, 17-19. It provides descriptions of plenary reports and main topics of the symposium.

Key words: Russian language, grammar, symposium.

Меню