Исследование русского языка: нерешенные задачи и новые перспективы (2020/1)

Т. В. Шмелева
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, 173003, Великий Новгород, Россия
E-mail: szmiel@mail.ru
В статье излагаются соображения о современном состоянии науки о русском языке. Подчеркнуты ее важнейшие достижения – расширение представлений о языке, выход за пределы литературного языка, с одной стороны, и дифференциация русистики относительно сфер общения, с другой (политическая лингвистика, медиалингвистика, юрислингвистика). Уделяется внимание ряду нерешенных задач (семантика, теория текста, речеведение). При этом подчеркнуто наличие новых перспектив, связанных с компьютерными технологиями, корпусными исследованиями, электронными библиотеками.
Ключевые слова: русский язык, семантика, текст, речеведение, компьютерные технологии.

Обсуждение состояния науки о русском языке, главным образом представленной работами вузовских ученых, кажется важной частью лингвистической рефлексии и методологического осмысления ее результатов и перспектив.

Прежде всего необходимо отметить, что наука о русском языке XXI века существенно отличается от того, что было в ней в середине прошлого столетия, когда преимущество отдавалось художественным текстам, написанным авторитетными авторами, как тогда говорилось, мастерами слова. Сегодня русистика стремится к пониманию и описанию всех фактов, характеризующих функционирование русского языка, при этом написанное и сказанное уравнено в правах, а художественное слово изучается наравне с разными другими текстами. Иначе говоря, если в середине прошлого века основные усилия русистов были сосредоточены на описании литературного языка, а выход за его пределы осуществляла только диалектология, то теперь ведется активное изучение языка города, социолектов, диалектов, языка отдельной личности.

Наиболее заметно в этом отношении продвинулась лексикография. Значительны достижения диалектной лексикографии, в рамках которой описаны русские диалекты широкого территориального распространения, в частности, систематичностью и разнообразием словарей отличается Томская диалектологическая школа, особенного внимания заслуживает их словарь диалектной языковой личности [Полный 2006]. Продвинулась лексикография школьного и молодежного сленга, городского сленга [Никитина 2009; 2013;
Никитина, Рогалева 2006; 2011].

Кроме того, следует обратить внимание на крупные проекты. Так, изучение словесной культуры – советской и настоящей – осуществляет А.П. Романенко со своими аспирантами и некоторыми коллегами [Романенко 2000; 2007; 2008]. «Естественную письменную речь» изучают в школе Н.Б. Лебедевой, где исследуются тексты повседневного общения – письма, записки на полях, поздравительные открытки, народные мемуары, студенческие граффити, ежедневники, книга отзывов и предложений, ценники [Лебеде- ва 2016]. Функционирование русского языка в интернете привлекает внимание русистов, и мы уже располагаем рядом монографий [Сидорова 2006; Кузнецова 2009] и более 1000 статей в журналах и материалах конференций.

Полную версию статьи читайте в журнале № 1 (1) 2020 по ссылке: https://professor-rusist.ru/svezhij-nomer/