Номера

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 3 (15) 2023

Материалы номера

ЛИНГВИСТИКА: СЛОВО, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ТЕКСТ, ДИСКУРС

  • Ву Нгок Иен Кхань. Синонимический ряд русских глаголов с доминантой лицемерить: когнитивно-дискурсивный подход

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗЕРКАЛЕ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ

  • Л.О. Чернейко, Жэнь Цзялу.  Статус фразеологизма в лексиконе языка в связи со спецификой словаря «Russian-English dictionary of idioms» под редакцией С. Лубенской

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • В.Б. Катаев. Пятое действие «Доходного места» А.Н. Островского в контексте русской литературы
  • Н.З. Кольцова, М.Е. Тухто. «Заметки о литературе и искусстве» как отражение мифологического сознания Андрея Белого

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • Л.В. Московкин, А. Юйсуфу. Становление национально-ориентированного подхода в методике преподавания русского языка как иностранного

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ШКОЛЕ

  • А.Д. Дейкина, О.А. Скрябина. Аксиологичность лингвистического знания в методическом освещении

2023: ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В СТРАНАХ СНГ

  • И.А. Диневич, А.С. Иванова. Специфика обучения культуре русской речи студентов-билингвов из стран СНГ

НАМ ПИШУТ

  • Интервью с К.А. Роговой

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • О МАПРЯЛЕ. Л.Н. Некрасова

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 2 (14) 2023

Материалы номера

ЛИНГВИСТИКА: СЛОВО, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ТЕКСТ, ДИСКУРС

  • Е.И. Зиновьева. Параметры представления формул памятников старорусского языка в историческом фразеологическом словаре
  • Ю.А. Южакова. К вопросу о разграничении синтаксических аналитических конструкций и синтаксических фразеологизмов и расширении их состава в русском языке

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Л.О. Мысовских. Проблема экзистенциального выбора в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
  • Б.В. Соколов. Растроение прототипов как прием в романе Всеволода Кочетова «Угол падения»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • Н.А. Любимова, И.С. Первушина. Фонетические ошибки в речи вьетнамцев на русском языке, обусловленные структурой слога родного языка
  • М.Н. Дмитриева, Н.А. Потапова, А. Лелен. Формирование лингвокультурологической компетенции студентов из Сербии на примере лексемы Рождество в русском и сербском языках

2023: ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В СТРАНАХ СНГ

  • У.К. Кадыркулова, М.Н. Коношонок, Е.Б. Коломейцева. Особенности разработки современного учебника по РКИ (из опыта работы над учебником для общеобразовательных школ Кыргызстана с родным языком обучения)
  • Н.В. Краснокутская. Опыт преподавания русского языка носителям узбекского языка в техническом вузе

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 1 (13) 2023

Материалы номера

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ

  • Т.В. Шмелева. Русский синтаксис: подходы и перспективы
  • М.И. Конюшкевич. Моделирование как способ инвентаризации скреп русского языка

ЛИНГВИСТИКА: СЛОВО, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ТЕКСТ, ДИСКУРС

  • Д.А. Щукина, Н.А. Иванова. Лексико-семантическая группа «Камни Петербурга» (гранит, мрамор, пудостский камень): функционирование компаративных тропов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • М.В. Бочкина. Влечение к смерти в романе М. Степновой «Хирург»

2023: ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В СТРАНАХ СНГ

  • Е.А. Хамраева. Русский язык в образовательном пространстве стран СНГ: система школьных сертификационных уровней владения русским языком и новая учебная литература
  • И.А. Пугачев, М.Б. Будильцева, И.Ю. Варламова. Методическое прогнозирование трудностей в обучении русскому языку и культуре речи студентов из стран СНГ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • М.В. Синицына. V Международная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии»

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 4 (12) 2022

Материалы номера

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ

  • М.А. Шелякин. Об отношениях предложных и падежных значений в предложно-падежных формах русского языка
  • Л.А. Чижова. Словообразовательные и семантические особенности русских предлогов согласно и согласно с в ономасиологическом аспекте

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗЕРКАЛЕ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ

  • Е.В. Гусева. Особенности лексико-семантического поля «рукоделие»/«ручнирад» в русском и сербском языках

СОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

  • Л.Н. Норейко, Л.Н. Некрасова. Об искусстве деловой переписки: мотивационное письмо

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Ю.И. Афонина. «Ни о чём» — о диалогах Чехова и Тарантино
  • П.А. Мамышева. «Одноэтажная Америка» Ильфпетрова — два почерка одного писателя

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • А.И. Павлов. Кольцевая сегментация как основное СФЕ на занятиях по чтению (уровень С1)

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

  • А.А. Кузнецов. Пособие «Онлайн-сервисы в гуманитарной сфере и научной деятельности»: актуальность, цели, задачи, структура

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ЛИЦАХ

  • Л.Н. Панько. Служение русскому миру

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 3 (11) 2022

Материалы номера

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ

  • А.Ф. Прияткина. К теории производного предлога
  • Г.Н. Сергеева. Образования предложного типа и слова-гибриды

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И КНИЖНОСТИ

  • Н.В. Николенкова. Пропущенные страницы истории русской орфографии: орфографические взгляды А.С. Шишкова

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • И.А. Беляева, А.Г. Матюшенко. Духовные причины идейного спора: еще раз о природе конфликта в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • О.В. Анциферова, Н.А. Афанасьева, И.Н. Ерофеева, Д.В. Колесова, Е.В. Косарева, Т.И. Попова, К.А. Щукина. Телеграм-канал как средство lifelong learning для преподавателя РКИ
  • А.С. Каменева. Интернет-мемы на уроках РКИ: возможности и примеры использования

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

  • Н.З. Кольцова. Рецензия на монографию Л.В. Поляковой «Проза Е.И. Замятина: историософские искания
    художника», Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. – 748 с.
  • М.С. Руденко. Рецензия на монографию: Ефимов М., Смит Д. Святополк-Мирский. М: Молодая гвардия, 2021. — 702 с.
    (Жизнь замечательных людей)

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 2 (10) 2022

Материалы номера

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • А.Ю. Мещерикова. Основания для выделения иностранных учащихся кинематографических вузов в самостоятельный профиль обучения
  • Е.Б. Демидова, Ю.Б. Мартыненко. Речевые ошибки как средство формирования навыков профессиональной речи у иностранных студентов юридических специальностей
  • Л.А. Нестерская, Е.Ю. Николенко. Основы научной коммуникации как аспект обучения профессиональной научной речи магистрантов-филологов

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ЛИЦАХ

  • В.И. Аннушкин. О философии языка и стиле речи академика В.Г. Костомарова
  • К.А. Рогова. Что меняют новые подходы к изучению стилистической системы в понимании ее сущностных качеств? (К выходу в свет книги:
  • Костомаров В.Г. Стилистика, любовь моей жизни… – СПб.: Златоуст; М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019. – 184 с.)
  • Л.П. Клобукова. Человек-планета. Светлой памяти академика Людмилы Алексеевны Вербицкой (17.06.1936 – 24.11.2019)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • Е.Н. Виноградова. Международный научный симпозиум «Русская грамматика: активные процессы в языке и речи»
  • О.Л. Довгий. Научная конференция «Бестиарий как ars combinatorica (RES etVERBA-8)»

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 1 (9) 2022

Материалы номера

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ШКОЛЕ

  • О.Ю. Ряузова, А.Б. Углова, А.В. Обласова, А.Ю. Алексинская. Анализ актуальных тенденций социокультурной адаптации детей мигрантов в РФ
  • Е.А. Хамраева, Н.И. Кытина. Лингвометодическое сопровождение процесса интеграции детей мигрантов в образовательное пространство российской школы (Опыт Домодедовского округа Московской области)
  • Т.А. Шорина, П.В. Новикова. Практика предметно-языкового интегративного обучения как способ формирования социокультурной компетенции обучающихся
  • Е.А. Железнякова, Е.А. Андреюшина, Л.М. Саматова. Комплекс учебных пособий «Хочу узнать Россию» как средство социокультурной адаптации детей мигрантов
  • О.В. Минина, Т.Л. Харченкова, А.Д. Саяпина, Т.В. Терешечкина. Об опыте реализации дополнительной программы «Социокультурная адаптация детей мигрантов и детей, проживающих в полиэтнических регионах РФ средствами русского языка, истории и культуры» учащимися педагогических классов ГБОУ Школа № 2065 города Москва

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • П.Ю. Гуревич. Лингвокультурологические аспекты изучения художественного текста в иноязычной аудитории

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • Л.П. Клобукова. К 25-летию Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики
  • В.И. Аннушкин. Современная русская риторика: 25-летняя история
  • Отчет о юбилейной международной научной онлайн-конференции «РКИ: вчера, сегодня и завтра»

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 4 (8) 2021

Материалы номера

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗЕРКАЛЕ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ

  • М.Л. Алексеева. Специфика современного этапа развития переводоведения: смена парадигм
  • Е.В. Гусева, М .Киждобрански, С. Козич. Русские и сербские фразеологизмы с лексемами ‘заяц’, ‘волк’, ‘медведь’ и ‘лиса’
  • Е.В. Бузальская, И.М. Вознесенская, Е.И. Зиновьева. Студенческие научные работы по РКИ в СПбГУ: темы, актуальная проблематика и тенденции исследований

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • О.А. Царёва. Хронотоп степи в поэтическом мире А. Тарковского

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

  • А.Н. Болдырева. Рецензия на учебное пособие Е.К. Столетовой, О.Э. Чубаровой «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА», 2021, 164 с.

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ЛИЦАХ

  • М.А. Бороздина. Г.И. Рожкова — живая легенда. Из истории становления нового направления в русистике в Московском университете

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • С.П. Праведников. Лингвофольклористика в научном пространстве гуманитаристики и вузовском учебном плане
  • Е.В. Нарбут, А.Е. Крашенинников. Филологические исследования на Северо-Востоке России
  • Форум РПС
  • Пост-релиз Международной конференции «Русская школа за рубежом»

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 3 (7) 2021

Материалы номера

СЛОВО, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ТЕКСТ, ДИСКУРС

  • Д.Б. Гудков. Архаичная новизна: новые фразеологизмы русского молодежного сленга
  • Т.В. Гребельник. Речевой портрет участника групповой коммуникации мессенджера WHATSAPP
  • И.С. Брилева. «Живи как хочешь, пиши с точками!» (о языке интернет-коммуникации на материале «разговоров» в мессенджерах)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • М.В. Бочкина. Трактовка времени и вечности в контексте философских и научных концепций в романе М. Шишкина «Письмовник»
  • Бао Тинтин. Поэтика цвета в творчестве Н. В. Гоголя и М. М. Зощенко

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • Е.Л. Бархударова, Я. Конечны. Звуковые системы русского и чешского языков в контексте обучения чехов русскому произношению
  • Т.Е. Владимирова. Тестовый контроль по русскому языку как иностранному с позиций синергетической лингводидактики
  • Л.Н. Норейко. Учет национального образовательного опыта учащихся при построении процесса обучения РКИ

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 2 (6) 2021

Материалы номера

ЛИНГВИСТИКА: СЛОВО, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ТЕКСТ, ДИСКУРС

  • А.А. Коростелева. О семантических коммуникативных параметрах русского здравствуйте / здрасьте

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • В.С. Малых. «Ни за грош пропадешь в хрустале!» Литературное «гофманианство» Осипа Мандельштама
  • Н.М. Дмитриева, Я.В. Щелгунова. Смысловая наполненность концепта «Печаль» в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • Памяти В.В. Добровольской: В.В. Добровольская. Уроки дистанционного обучения
  • Н.В. Поморцева, М.Н. Куновски. Эффективность межэтнического взаимодействия иностранных студентов в российской высшей школе как фактор академических достижений

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ЛИЦАХ

  • Е.М. Калло, А.Г. Лилеева. «Жизнь — это Светлынь (М.В. Панов как редактор журналов «ГротеКСный Многопотам» и «ТраНвай 13»)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • Е.В. Макеева, Ю.Б. Мартыненко. Итоги Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного»

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 1 (5) 2021

Материалы номера

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • А.С. Степанова. Физиологические очерки Ф.В. Булгарина и натуральная школа
  • А.В. Вавулина. Концепт «маленький человек» в современном русском кинодискурсе

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • Л.В. Московкин, Ю. Ёнтэ. Термин «обучение» в современных педагогических словарях и учебниках педагогики
  • Н.Л. Тихомирова. Иностранные высококвалифицированные специалисты как особый контингент изучающих РКИ

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ЛИЦАХ

  • Е.М. Калло, А.Г. Лилеева. Даёшь журнал – игра ура! (описание журналов «ГротеКСный Многопотам» и «ТраНвай 13», 1985–1998 гг., ответственный редактор М.В. Панов)
  • Т.В. Шмелева. Траектории словесности в научной судьбе Елены Владимировны Душечкиной

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • Анонс конференции «Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного»

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 4 (4) 2020

Материалы номера

  • М.М. Голубков. Памяти Юрия Бондарева: к вопросу о творческой репутации писателя
  • И.И. Яценко. Паттерны русской / советской культуры в художественном тексте как объект анализа в иностранной аудитории
  • Э.С. Рагулина, Н.Ю. Арзамасцева. Использование песенного материала на занятиях по РКИ (из опыта работы)
  • Е.Ю. Николенко. Рецензия на учебное пособие Л.С. Крючковой «Словообразование. Форма, семантика, функция, методика обучения», 2019, 216 с
  • Н.К. Онипенко, В.Е. Чумирина. Памяти Галины Александровны Золотовой, ученого и учителя
  • С.А. Матяш. О научном наследии Сергея Ивановича Кормилова
  • В.В. Добровольская. Духовное завещание Г.И. Рожковой
  • Е.Н. Тарасова, Ф.С. Макоева. Студенческая интернациональная наука в РТУ МИРЭА

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 3 (3) 2020

Материалы номера

  • И.А. Гончар, Л.Д. Самохвалова. Особенности информационной структуры мемуарного рассказа В. Токаревой «Дом за поселком» (в соотношении эго-текст – жанр)
  • А.А. Коростелёва. Об антонимическом развертывании инвариантных параметров русских коммуникативных кинем
  • Л.В. Московкин, Е.Б. Рыкова. О педагогических терминах «обучение» и «преподавание»
  • Ф.И. Панков. Эпоха в функционально-коммуникативной грамматике: памяти профессора Майи Владимировны Всеволодовой
  • НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ САМСОНОВ 15.05.1969–27.02.2020

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература.
№ 2 (2) 2020

Материалы номера

  • А.Ю. Мещерикова. Основания для выделения иностранных учащихся кинематографических вузов в самостоятельный профиль обученияия
  • Е.Б. Демидова, Ю.Б. Мартыненко. Речевые ошибки как средство формирования навыков профессиональной речи у иностранных студентов юридических специальностей
  • Л.А. Нестерская, Е.Ю. Николенко. Основы научной коммуникации как аспект обучения профессиональной научной речи магистрантов-филологов
  • В.И. Аннушкин. О философии языка и стиле речи академика В.Г. Костомарова
  • К.А. Рогова. Что меняют новые подходы к изучению стилистической системы в понимании ее сущностных качеств? (К выходу в свет книги: Костомаров В.Г. Стилистика, любовь моей жизни… – СПб.:
  • Златоуст; М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019. – 184 с.)
  • Л.П. Клобукова. Человек-планета. Светлой памяти академика Людмилы Алексеевны Вербицкой (17.06.1936 – 24.11.2019)
  • Е.Н. Виноградова. Международный научный симпозиум «Русская грамматика: активные процессы в языке и речи»
  • О.Л. Довгий. Научная конференция «Бестиарий как ars combinatorica (RES etVERBA-8)»

Профессорский журнал.
Серия: русский язык и литература: изучение и преподавание.
№ 1 (1) 2020

Материалы номера

  • Т.В. Шмелева. Исследование русского языка: нерешенные задачи и новые перспективы
  • М.В. Всеволодова. Лексика и грамматика, или лексика в грамматике
  • Г.И. Панова. О стратификации морфологических единиц и явлений в грамматическом строе русского языка
  • Е.И. Зиновьева. Русская национальная идентичность в лингвокультурографическом фокусе (на материале прилагательных, номинирующих черты личности человека)
  • Б.В. Соколов. Как белая «кавалерист-девица» превратилась в красную. О неожиданных прототипах главной героини повести Алексея Толстого «Гадюка»
  • М.К. Лопачева. Полисиндетон как средство достижения эмфазы в эмигрантской лирике Георгия Иванова
  • А.Г. Матюшенко. Анализ лексики стихотворного текста в практике преподавания РКИ («Утёс» М.Ю. Лермонтова)
  • В.В. Добровольская. Грамматическое задание: методика составления и выполнения
  • С.И. Кормилов. Рецензия на книгу: Давыдова Т.Т. Замятинская энциклопедия. М.: Флинта,2018. 744 с.
  • С.А. Вишняков, Ю.Б. Мартыненко. Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного»
  • Л. В. Красильникова. VII Международная научно-практическая конференция «Текст: проблемы и перспективы. аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного» (28–30 ноября 2019)
  • Н.Б. Самсонов. Светлой памяти Павла Александровича Леканта — большого ученого и замечательного человека

Материалы номеров