Человек-планета. Светлой памяти академика Людмилы Алексеевны Вербицкой (17.06.1936 – 24.11.2019)

Л.П. Клобукова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Е-mail: klobukov@list.ru

Статья посвящена памяти академика РАО, доктора филологических наук, профессора Людмилы Алексеевны Вербицкой – выдающегося отечественного лингвиста и крупного организатора системы высшего филологического образования и  преподавания русского языка в России и за рубежом, почетного президента РАО, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», почетного доктора ряда ведущих российских и зарубежных вузов, почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: Вербицкая Людмила Алексеевна, экспериментальная фонетика, орфоэпия, Российская академия образования, русский язык как иностранный, РОПРЯЛ, МАПРЯЛ, русский язык как государственный.

Российская наука богата именами известных и талантливых ученых, являющихся авторами исследований в области русского языка – его истории и современного состояния. Но есть весьма узкий круг русистов, которые внесли решающий вклад в процессы позиционирования русского языка на международной арене как одного из наиболее развитых и значимых языков современного мира. Это академик Михаил Васильевич Ломоносов – создатель первой грамматики русского языка. Это академик Виктор Владимирович Виноградов, которому (совместно с Виталием Григорьевичем Костомаровым) принадлежит заслуга создания Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). И, безусловно, достойное место в этом ряду занимает академик РАО, доктор филологических наук, профессор, инициатор создания и первый президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) Людмила Алексеевна Вербицкая, ушедшая от нас в конце прошлого года.

Вехи профессионального пути Л.А. Вербицкой ярко свидетельствуют о ее целеустремленности, масштабе и цельности ее личности. По окончании в 1958 году с отличием филологического факультета Ленинградского (теперь Санкт-Петербургского) государственного университета ученица профессора Л.Р. Зиндера три года работает старшим лаборантом в alma mater, затем – аспирантура, защита кандидатской диссертации «Звуковые единицы русской речи и их соотношение с оттенками и фонемами» (1965) и работа в СПбГУ в должности младшего научного сотрудника, ассистента, доцента. В 1977 г., после защиты докторской диссертации «Современное русское литературное произношение (экспериментально-фонетическое исследование)», Л.А. Вербицкая становится профессором кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков филологического факультета СПбГУ, а с 1985 года заведует кафедрой общего языкознания. В 1984–1986 годах является проректором по учебной работе, затем первым проректором, в мае 1993 г. была назначена на должность и.о. ректора СПбГУ, а в апреле 1994 г. была избрана 43-м ректором СПбГУ, став первой в истории женщиной, возглавившей один из старейших и крупнейших вузов страны. Она работала инициативно, творчески, при ней в СПбГУ были открыты два новых факультета: международных отношений и медицинский. В феврале 2008 г. Л.А. Вербицкая была назначена президентом СПбГУ, а с апреля 2010 г. до самой кончины она являлась также и деканом филологического факультета; в 2011 г. ей было присвоено звание почетного профессора СПбГУ.

Перечень тех наград, которых Л.А. Вербицкая заслуженно была удостоена в России и за рубежом, демонстрирует подлинный масштаб ее личности. Она была полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством»; за выдающийся вклад в развитие образования и многолетнюю плодотворную научно-преподавательскую деятельность, за большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, развитие отечественной науки и укрепление дружбы и сотрудничества между народами Л.А. Вербицкая была награждена орденом Почета, орденом Дружбы и рядом медалей СССР и Российской Федерации. Людмила Алексеевна была также кавалером ордена Почетного легиона и командором ордена Академических пальм (Франция), она награждена орденом Заслуг перед Республикой Польша и орденом княгини Ольги (Украина), орденом Дружбы («Дуслык») Республики Татарстан и двумя орденами Русской православной церкви: святой равноапостольной княгини Ольги (III степени) и преподобной Евфросинии, великой княгини Московской (II степени).

Подвижническая деятельность Л.А. Вербицкой была отмечена двумя премиями Президента Российской Федерации: в 2001 г. За выдающиеся достижения в области образования и в 2018 г. за вклад в укрепление единства российской нации; в 2007 г. она была удостоена также премии Правительства РФ. Л.А. Вербицкая была лауреатом премии Королевского юбилейного фонда Великобритании за достижения в области высшего образования (1997 г.), премии имени Чингиза Айтматова (2015 г.) за многолетнюю работу в области популяризации русского языка в мире, а также лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2003 г.).

Л.А. Вербицкая была избрана почетным доктором ряда ведущих российских университетов, а также зарубежных учебных и научных центров, среди которых Нью-Йоркский университет (США), университет Сока (Япония), университеты Кемьон и Сукмен (Корея), Болонский университет (Италия), университет Китайской культуры (КНР), Болгарская академия наук.

Путь Л.А. Вербицкой к столь широкому признанию ее вклада в развитие филологической науки, российской системы образования и продвижения русского языка в современном мире отнюдь не всегда был усеян розами. Она родилась в семье Алексея Александровича Бубнова, одного из крупных руководителей административного аппарата Ленинграда, с 1943 года он был секретарем горисполкома. Однако 31 августа 1949 года по сфабрикованному обвинению в «преступной связи с врагами народа и участии в контрреволюционной группе» А.А. Бубнов был арестован в рамках так называемого «ленинградского дела» и в конце октября 1950 года расстрелян. Были репрессированы и члены семьи Бубнова – его жена Анна Степановна была отправлена в Тайшетский лагерь, а дочь Людмила оказалась в львовской детской трудовой исправительной колонии, где находилась до 1953 г. Лишь с помощью заместителя начальника колонии Людмила, находясь в колонии, смогла учиться в обычной городской школе, а затем поступить на русское отделение филологического факультета Львовского университета. Только в 1954 г., после полной реабилитации А.А. Бубнова и его семьи, Людмила Алексеевна смогла перевестись в Ленинградский университет. В родном городе Л.А. Вербицкая получила профессию и обрела место применения своим незаурядным творческим и организационным способностям; в Ленинграде она нашла и семейное счастье – ее мужем на протяжении 42 лет был Всеволод Александрович Вербицкий (1933–1998), доцент Ленинградского электротехнического института, сын репрессированного по тому же «ленинградскому делу» А.Д. Вербицкого.

Людмила Алексеевна является, бесспорно, одним из наиболее известных представителей ленинградской (петербургской) фонологической школы, автором более 300 научных работ в области русского и общего языкознания. Она участвовала в создании современного учебника общей фонетики [Бондарко, Вербицкая, Гордина 2004] и коллективной монографии, посвященной фонетике спонтанной речи [Бондарко, Вербицкая, Гейльман и др. 1979]. Широко известны исследования Л.А. Вербицкой, посвященные проблемам методики экспериментально-фонетического анализа речи, в частности [Вербицкая 1979а]. Особое внимание Л.А. Вербицкая уделяла вопросам русской орфоэпии, характеристике системы современных орфоэпических норм, вариантности произносительной нормы [Вербицкая 1975; 1976; 1979б; 1983; 1989]. Именно ей как одному из наиболее авторитетных специалистов в этой области было поручено написание статьи «Орфоэпия» для «Лингвистического энциклопедического словаря» [Вербицкая 1990]. Всестороннее научное исследование русской орфоэпии позволило Л.А. Вербицкой написать ряд теоретических статей и практических пособий по культуре речи [Вербицкая 1984; 2001; Вербицкая, Богданова, Скляревская 2008]. В статье [Вербицкая 2015] поднимаются также общие вопросы роли языка в жизни современного общества.

В наши дни теорию и практику преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного (РКИ) невозможно представить себе без упоминания имени Л.А. Вербицкой. Мы имеем в виду не только ее научные и научно-методические публикации по конкретным проблемам фонетики в целях преподавания РКИ [Вербицкая 1970; Братусь, Вербицкая 1983 и др.], но и многоаспектную плодотворную деятельность Л.А. Вербицкой по радикальному совершенствованию всей отечественной системы обучения инофонов русскому языку (см. об этом подробнее ниже).

Наконец, необходимо подчеркнуть, что Л.А. Вербицкая была одним из первых филологов, осознавших насущную необходимость всестороннего изучения всего комплекса проблем, связанных с функционированием русского языка как государственного. После вступления в силу Федерального закона о государственном языке Российской Федерации при активном участии Л.А. Вербицкой был создан и издан двухтомный комментарий к указанному закону [Комментарий 2009]. Этот фундаментальный (133 печатных листа!) коллективный труд содержит как развернутую доктринальную и нормативно-правовую характеристику всей системы соответствующих законодательных и подзаконных актов, так и первый в отечественной науке опыт создания нормативного словаря лексики русского языка как государственного. Данная публикация является основой для дальнейшей разработки проблем изучения сущностных особенностей государственного языка Российской Федерации, для кодификации лексических и грамматических, а также орфоэпических, орфографических и стилистических норм той функциональной сферы современного русского литературного языка, которая используется в государственном общении. Подробнее об исключительной важности проблематики, рассматриваемой в указанном выше коллективном исследовании, см. [Клобуков, Клобукова 2019: 280–290].

Безусловный научный авторитет Л.А. Вербицкой и ее огромный опыт организационной работы в сфере российского образования позволили ей в 1995 году быть избранной действительным членом Российской академии образования (РАО). Она стала членом Президиума Северо-Западного отделения РАО, а в октябре 2013 года была избрана президентом РАО. Л.А. Вербицкая была активным участником и руководителем важных структурных профессиональных объединений всероссийского и международного уровня. Она выполняла обязанности вице-президента Российского союза ректоров, являясь при этом членом Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа, сопредседателем Ассоциации классических университетов РФ, а также вице-президентом Комиссии ЮНЕСКО по вопросам образования женщин. С 2010 года Л.А. Вербицкая являлась председателем Попечительского совета Фонда «Русский мир».

Организационный опыт и знания Л.А. Вербицкой активно использовались и административными органами как регионального, так и федерального уровня. Так, она, будучи почетным гражданином Санкт-Петербурга, являлась советником губернатора по образованию, науке и средствам массовой информации, была членом Научно-технического совета и Комиссии по государственным наградам при губернаторе, а также членом Общественного совета Санкт-Петербурга, сопредседателем Совета при губернаторе по культуре речи.

Очень важной сферой общественной деятельности Л.А. Вербицкой было участие в работе ряда Советов при президенте РФ. Она была заместителем председателя Совета по русскому языку, а также Совета по науке, технологиям и образованию, входила в состав совета по реализации приоритетных национальных проектов, была также членом экспертного совета при Управлении президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.

Л.А. Вербицкая участвовала в работе комиссии по образованию при Правительстве Российской Федерации, была членом Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки РФ, а в 2015 г. стала председателем Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «45.00.00 Языкознание и литературоведение»; с 2016 г. она была заместителем председателя ВАК.

Конечно, в рамках журнальной статьи невозможно сколько-нибудь полно представить заслуги Л.А. Вербицкой перед российской системой образования, перед отечественной и зарубежной русистикой, поэтому мы остановимся только на самых важных направлениях ее многогранной профессиональной деятельности, которые имеют непреходящее общероссийское и международное значение.

Именно благодаря усилиям Людмилы Алексеевны и ее незаурядному организаторскому таланту в 1999 году было создано Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), которое стало эффективной формой решения такой актуальной проблемы, как профессиональная координация научно-методической деятельности отечественных русистов в ХХI веке. Л.А. Вербицкая была бессменным Президентом РОПРЯЛ в течение двадцати лет, и за это время под ее руководством РОПРЯЛ стал наиболее авторитетным национальным профессиональным сообществом русистов в мире.

Прежде всего, нужно подчеркнуть, что с созданием РОПРЯЛ началось формирование единого информационного пространства для всех, кто был профессионально связан с изучением, преподаванием и распространением русского языка, русской литературы и культуры. И это общее информационное поле создало условия для координации деятельности специалистов различных российских вузов в проведении актуальных научных исследований в области лингвистики, теории и методики преподавания РКИ, литературоведения и культурологии. И сегодня это общее информационное поле является важным условием разработки и внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий.

Создание РОПРЯЛ позволило также «отладить действенные механизмы взаимодействия русистов с государственными структурами и заинтересованными общественными организациями РФ с целью совершенствования государственной политики в области русского языка, его статуса как в России, так и за рубежом» [Вербицкая, Клобукова, Юрков 2000]. Переоценить заслуги Л.А. Вербицкой в решении этих важнейших задач невозможно. Она смогла успешно объединить усилия многочисленных коллективных членов РОПРЯЛ, направленные на совершенствование государственной политики в области русского языка как средства межнационального и международного общения. В значительной степени именно благодаря ее организаторскому таланту РОПРЯЛ удалось установить плодотворное многоаспектное сотрудничество с представителями Министерства образования, Министерства иностранных дел, Госдумы, Росзарубежцентра, а также с общественными российскими и зарубежными организациями, связанными с распространением русского языка и русской культуры в мире. Не случайно в 2003 году, уже будучи президентом РОПРЯЛ, Л.А. Вербицкая была единогласно избрана президентом и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

Мощным инструментом в осуществлении координации исследовательской и научно-методической деятельности отечественных русистов стал Научно-методический совет РОПРЯЛ, который возглавила Л.А. Вербицкая. В рамках совета были сформированы шесть актуальных направлений: «Лингвистические исследования», «Литературоведческие исследования», «Культурологическое направление», «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному», «Российская государственная система тестирования: развитие и внедрение в мировое образовательное пространство», «Преподавание русского языка и литературы носителям языка в системе непрерывного образования». Каждое из этих направлений имело свои цели и задачи, набор секций, подсекций и проблемных групп.

Попутно отметим, что под непосредственным патронажем Л.А. Вербицкой русистами МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ и РУДН в конце ХХ века была создана и представлена на международном уровне Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному, что явилось важнейшим этапом развития российской и зарубежной теории и методики преподавания РКИ, а также процесса позиционирования русского языка в современном зарубежном образовательном пространстве [Клобукова 1998; Клобукова, Степаненко 2014].

И конечно, успешная работа РОПРЯЛ была бы невозможна без официального печатного органа – общероссийского журнала, оперативно отвечающего разнообразным профессиональным запросам широкого круга русистов. Таким журналом стал «Мир русского слова», который возглавила Людмила Алексеевна и который сегодня входит в пятерку ведущих филологических журналов страны.

Создание этого журнала внесло весомый вклад в развитие научных контактов российских и зарубежных специалистов, помогая им объединять творческий потенциал разных методических и научно-исследовательских школ современной русистики. И сегодня, через 20 лет, название журнала – «Мир русского слова» – полностью соответствует его сути. Смело можно сказать, что под руководством Л.А. Вербицкой он стал эффективным и универсальным средством профессионального общения литературоведов и лингвистов, теоретиков и преподавателей-практиков, методистов, тестологов и культурологов. Журнал стал надежным источником актуальной информации, поступающей из регионов РФ, российских и зарубежных вузов, языковых центров и авторитетных международных организаций.

И, конечно, характеризуя профессиональную деятельность Л.А. Вербицкой, нельзя не упомянуть о том, что, будучи президентом Российской академии образования, именно она инициировала создание в структуре РАО Отделения российской словесности, которое было учреждено в сентябре 2019 года. Значимость этого события для развития данного направления в российской системе образования переоценить невозможно.

Понятия свободного времени в жизни Людмилы Алексеевны Вербицкой не существовало. Поразительно, что при этом она оставалась очень внимательной к нуждам окружающих ее людей, всегда буквально бросалась на помощь тем, кто в ней нуждался! Сама она до последних своих дней оставалась оптимистом, духовным человеком, любила жизнь, свою семью, своих друзей, поэзию, искусство…

Масштаб личности Людмилы Алексеевны Вербицкой ярко демонстрирует тот факт, что в январе 2000 года ее имя было присвоено одной из малых планет Солнечной системы. И вполне закономерно, что 13 февраля 2020 года имя Л.А. Вербицкой было присвоено кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ, которой она руководила с 1985 по 2019 год.

С уходом Людмилы Алексеевны Вербицкой завершается целая эпоха в развитии российской системы образования. Будем же достойными того наследия, которое оставила нам Людмила Алексеевна. Будем всеми силами служить русскому языку, русской литературе и культуре. И, конечно, будем вносить свой посильный вклад в построение прочного и столь необходимого нам всем МИРА РУССКОГО СЛОВА.

 

Литература

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. Гейльман и др. Фонетика спонтанной речи / Под ред Н.Д. Светозаровой. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1979, 1988. 243 с.

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. 4-е изд., испр. М.: Академия; СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 160 с.

Братусь Б.В., Вербицкая Л.А. Пособие по русской фонетике для иностранных студентов-филологов. М.: Русский язык, 1983. 126 с.

Вербицкая Л.А. Некоторые вопросы русской орфоэпии // Русский язык за рубежом. 1970, № 2. С. 17–25.

Вербицкая Л.А. Некоторые характеристики современной произносительной нормы с точки зрения объективных данных // Теоретическая фонетика и обучение произношению. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 43–53.

Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 124 с.

Вербицкая Л.А. Вариантность современной произносительной нормы русского литературного языка // Вестник ЛГУ. Серия 8. 1977, Вып. 2. С. 133–137.

Вербицкая Л.А. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1979а. 371 с.

Вербицкая Л.А. К вопросу о соотношении нормы и вариантов // Звуковой строй языка. М.: Наука, 1979б. С.  38–44.

Вербицкая Л.А. Система фонем и изменение произносительной нормы // Фонетика-83. Материалы к X Межд. конгрессу фонетических наук. М.: Наука, 1983. С. 27–35.

Вербицкая Л.А. Вариантность современной произносительной нормы и культура речи // Нормы реализации. Варьирование языковых средств. Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1984. С. 53–60.

Вербицкая Л.А. Языковой материал при изучении орфоэпических проблем // Проблемы доказательства и типологизации в фонетике и фонологии. М.: Наука, 1989. С. 11–13.

Вербицкая Л.А. Орфоэпия // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 351–352.

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2001. 239 с.

Вербицкая Л.А. Язык и общество. Роль языка в жизни общества // Педагогика. 2015, № 2. С. 3–19.

Вербицкая Л.А., Богданова Н.В., Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник. 6-е изд., стер. СПб.: Филол. фак. СПбГУ; М.: Академия, 2008. 160 с.

Вербицкая Л.А., Клобукова Л.П., Юрков Е.Е. РОПРЯЛ: цели создания и пути их достижения // Мир русского слова. 2000, № 2.

Клобуков Е.В., Клобукова Л.П. О соотношении терминов официально-делового стиля «государственный язык российской федерации» и «русский язык как государственный» // Рациональное и эмоциональное в русском языке: Сборник трудов Международной научной конференции, посвященной памяти профессора П.А. Леканта (г. Москва, 19 ноября 2019 г.). М.: Изд-во МГОУ. С. 280–290.

Клобукова Л.П. История создания и современное состояние российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному // Преподаватель. 1998, № 4(6). С. 3–7.

Клобукова Л.П., Степаненко ВА. Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: история создания и современное состояние // Русский тест: теория и практика. 2014, №1. С. 11–25.

Комментарий к Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации» / под руководством С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой и Н.М. Кропачева. Часть 1. Доктринальный и нормативно-правовой комментарий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 224 с.; Часть 2. Нормы современного русского литературного языка как государственного (Комплексный нормативный словарь современного русского языка). – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 1038 с.

 

A human planet. To the bright memory of the academician Lyudmila Alekseyevna Verbitskaya (17.06.1936 – 24.11.2019)

Liubov Klobukova, Lomonosov Moscow State University
E-mail: klobukov@list.ru 

The article is dedicated to the memory of Russian Academy of Education, Dr hab., Full Professor Lyudmila Alekseyevna Verbitskaya. An outstanding Russian linguist and a major organizer of higher philological education and teaching of Russian in Russia and abroad, Honorary President of Russian Academy of Education, Full Knight of the Order of merits to the Fatherland, Honorary Full Professor of a number of leading Russian and foreign universities, Honorary Citizen of St. Petersburg.

Key words: Verbitskaya Lyudmila Alekseevna, experimental phonetics, orthoepy, Russian Academy of Education, Russian as a foreign language, ROPRYAL, MAPRYAL, Russian as the state language.

Меню