Использование песенного материала на занятиях по РКИ (из опыта работы)
Э.С. Рагулина, Курский государственный университет
Е-mail: elina1984@yandex.ru;
Н.Ю. Арзамасцева, Курский государственный университет
Е-mail: n_arz@mail.ru
В настоящей статье представлены актуальные вопросы использования песенного материала на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Выделены основные преимущества использования песенного материала, помогающие раскрыть основные компетенции при обучении иностранному языку. Рассмотрены критерии отбора песен, предъявляемые для комплексной работы по использованию песенного материала на занятиях по РКИ. Даны примеры использования различных песен в соответствии с языковым уровнем иностранных студентов.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, песенный материал, иностранные студенты, компетентностный подход, аутентичный текст.
Общеизвестно, что развитие методики преподавания любой учебной дисциплины не представляется возможным без использования основных методологических подходов. Залогом успешного процесса обучения всё чаще является сочетание нескольких подходов. В обучении РКИ для оптимизации процесса овладения языком широко используются компетентностный, личностный, культурологический, когнитивный и системный подходы. Использование песенного материала на занятиях по РКИ в полной мере реализует применение вышеперечисленных методологических подходов.
Песня предстает в процессе обучения иностранному языку прежде всего как оригинальный учебный текст, «факт культуры иностранного языка, целесообразный для учебной коммуникации и имеющий знаковую функцию» [Арутюнов 1990: 76]. Песенный текст может быть отнесен как к прагматичному типу учебных текстов, так и к проективному, когда для понимания текста, необходимо владеть страноведческой информацией о стране изучаемого языка. Таким образом, песня выполняет двойную функцию: с одной стороны, способствует пониманию русского образа мыслей, что для иностранных обучающихся представляет чрезвычайную сложность, особенно на начальном этапе изучения русского языка, а с другой – служит инструментом, позволяющим инофону взаимодействовать с носителями русского языка в непосредственном социокультурном общении.
Нужно заметить, что применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному, рациональнее использовать не просто понятие «песня», а «песенный материал», поскольку песенный материал, во-первых, является примером живой иноязычной речи, а во-вторых, служит источником культурологической информации о стране.
Методика преподавания русского языка как иностранного подразумевает использование компетентностного подхода как одного из наиболее эффективных методов при обучении РКИ. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, выделяют следующие ключевые компетенции при обучении иностранному языку: учебно-познавательную компетенцию, коммуникативную, ценностно-смысловую, информационную и общекультурную [Рагулина 2019: 282–285].
Исходя из этого, можно выделить основные преимущества использования песенного материала, помогающие раскрыть все основные компетенции:
– учебно-познавательная компетенция реализуется путем усвоения и расширения нового лексического материала, овладения и активизации изучаемых грамматических явлений, ознакомления с изучаемым учебным материалом по определенной тематике;
– коммуникативная компетенция совершенствуется через использование обучающимися уже известной им лексики в новом контексте, через совершенствование навыков языковой догадки, а также формирование фонетических навыков;
– ценностно-смысловая компетенция реализуется в возможности подбирать песенный материал с учетом личностных интересов учащихся, формировать их ценностную направленность, развивать через песни способность видеть и понимать окружающий мир;
– информационная компетенция осуществляется через совершенствование способности анализировать, обрабатывать, хранить и применять на практике полученную из песни информацию;
– общекультурная компетенция развивается через возможность изучения реалий и культуры страны изучаемого языка, овладения нормами речевого этикета, а также «живого» литературного и современного русского языка; песня, являясь аутентичным текстом, способствует отражению реального процесса функционирования языковых единиц в процессе коммуникации, моральных ценностей и представлений различных эпох и социумов.
Кроме того, использование песенного материала на занятиях РКИ, поднимает настроение, повышает мотивацию, формирует интерес к изучению русского языка.
Музыка считается одним из наиболее эффективных средств воздействия на чувства и эмоции человека, она является сильнейшим психическим стимулом, проникающим в самые глубинные уровни сознания. Текст, в свою очередь, является доминирующей единицей обучения, неким пьедесталом, на вершине которого суммируются все полученные языковые знания, умения и навыки. Как известно, человеком намного лучше и быстрее запоминается то, что для него наиболее важно и интересно, что ему близко, то, что он переживает эмоционально. Песенный материал сочетает в себе характерные особенности, как печатного текста, так и аудиоматериала, благодаря чему, представляет собой универсальное средство обучения на занятиях по РКИ.
Песенный материал может быть успешно использован как при обучении аспектам иностранного языка, в нашем случае, русского как иностранного, так и при развитии у иностранных учащихся речевых умений. Особое внимание нами уделяется устной речи, как основной составляющей речевой деятельности, функционирующей в сфере непосредственного общения. Устойчивые выражения следует вводить целиком, не используя грамматический или структурный анализ фразы или словосочетания, что способствует более успешному и быстрому усвоению и использованию данных речевых клише в речи студентов. Важно подчеркнуть, что особо важным моментом является использование аутентичного песенного текста, так как песни, являясь относительно коротким и в то же время «живым» и глубоким источником культурных знаний, в полной мере раскрывающим культуру и моральные ценности народа страны изучаемого языка, имеют ряд преимуществ перед длинными прозаическими материалами.
Опираясь на свой опыт работы, мы считаем, что целесообразно начинать использовать песенный материал на занятиях РКИ не ранее среднего этапа обучения, хотя нередки случаи использования песен и на начальном этапе.
Работая с аутентичным текстом, иностранные учащиеся не только отрабатывают необходимые грамматические, лексические, фонетические знания, умения и навыки, но и знакомятся с фактами и особенностями русской действительности, истории и культуры, учатся извлекать из слова скрытые смыслы, понимать языковые единицы, как в прямом, так и в переносном значении.
Необходимо заметить, что работа с песенным материалом может предполагать различные цели.
Так, например, на начальном этапе обучения для совершенствования фонетических навыков целесообразнее использовать советские детские песни, в которых прослеживается четкий ритм, правильные ударения и простой для понимания русский литературный язык. Благодаря множественным повторениям и простой структуре детские песни лучше воспринимаются и запоминаются. Помимо этого, в детских песнях отражены главные моральные ценности русского народа, что дает возможность использовать детские песни для формирования общекультурной компетенции учащихся.
Использование русских народных песен для развития общекультурной компетенции так же является продуктивным, поскольку они в полной мере раскрывают духовную культуру, традиции, моральные ценности русского народа, его историю.
Для отработки и закрепления грамматического материала могут быть использованы как советские детские песни, так и современные эстрадные песни. Простые грамматические конструкции успешно отрабатываются на детских песнях из советских мультфильмов. Например, для закрепления предложного падежа можно использовать «песню Барона Мюнхаузена», для работы над глаголами, мы обычно используем песни «Вместе весело шагать…», «Песенка друзей», для практики темы «Род прилагательных и существительных» хорошо подходит «Оранжевая песня».
На более продвинутом уровне можно использовать песни с более сложной лексикой и грамматикой, (песня «Если у вас нету тети» – Родительный падеж, «Дважды два – четыре» – числительные, «Этот город» – прилагательные, «Ветер с моря дул» – глаголы в настоящем и прошедшем времени, падежи).
Можно использовать песенный материал по темам: тема «Семья» («Про семью» И. Корнелюк, «Бабушка рядышком с дедушкой»), тема «Времена года» («Что такое осень», «Снег кружится», «Три белых коня», «Весенняя капель») тема «Учеба» («Песенка студента», «Чему учат в школе» и т. д.).
В зависимости от целей использования песенного материала, предлагаются разные критерии его отбора. В настоящей статье мы представим основные критерии, предъявляемые для комплексной работы по использованию песен на занятиях по РКИ.
- Четкость исполнения песни, что не создает дополнительных трудностей для восприятия материала.
- Посильность – соответствие предложенного песенного материала языковому уровню инофонов (не стоит выбирать песни с большим количеством незнакомой лексики и сложных грамматических конструкций).
- Актуальность – песенный материал подбирается с учетом изучаемой темы – грамматической, страноведческой, отрабатываемым фонетическим навыкам.
- Культуросообразность. Песня не должна содержать слишком большое количество сленга, что на среднем этапе может сбить с толку; табуированных слов, обесцененной лексики и не должна нести в себе призыв к насилию [Никитенко 1996: 14].
- Тематика песен не должна затрагивать «острые темы» (политику, национальную и религиозную принадлежность и т. д.);
Из всего сказанного можно сделать вывод, что песенный материал – это универсальное средство для изучения иностранного языка, так как песни могут быть использованы в процессе изучения основных видов речевой деятельности, таких как – чтение, говорение, аудирование и даже письмо.
Таким образом, «песня на изучаемом языке может быть средством формирования социокультурного и лингвистического компонента языковой личности студента, развития его эмоциональной сферы, памяти, речевых навыков» [Воробьева 2010: 155].
Литература
Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев / А.Р. Арутюнов. М., 1990. С. 76.
Воробьева Е.В. Использование песенного материала в формировании лингвистической и социокультурной компетентностей у будущих учителей иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 155.
Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально — культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе / З.Н. Никитенко, В.Ф. Аитова, В.М. Аитова // Иностранный язык в школе. 1996. № 4. С. 14–20.
Рагулина Э.С. Особенности формирования общекультурной компетенции у иностранных студентов в процессе обучения РКИ // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Сборник материалов V Международной научно-методической конференции. Военная академия материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева, Омский автобронетанковый инженерный институт. Омск, 2019. С. 282–285.
The Use of Song Material in Russian as a Foreign Language Classes (from experience)
E.S. Ragulina, Kursk State University
Е-mail: еlina1984@yandex.ru;
N.Yu. Arzamastseva, Kursk State University
Е-mail: n_arz@mail.ru
The article presents current issues of using song material in classes of Russian as a foreign language. The main advantages of using song material, which help to reveal the main competencies in teaching a foreign language, are highlighted. The criteria for selecting songs, presented for complex work on the use of song material in the lessons of Russian as a foreign language, are considered. Examples of using various songs in accordance with the language level of foreign students are given.
Key words: Russian as a foreign language, song material, foreign students, competence-based approach, authentic text.