Научная конференция «Бестиарий как ars combinatorica (RES et VERBA-8)»
О.Л. Довгий, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
E-mail: olga-dovgy@yandex.ru
Статья рассказывает о ежегодной международной научной конференции «Бестиарий как ars combinatorica» (RES et VERBA-8)», а именно о конференции, прошедшей в РГГУ 18–19 января 2019 г. В центре внимания участников было искусство сочетать, выраженное в бестиарных категориях. Как всегда, встреча получилась междисциплинарной: в ней приняли участие филологи, историки, культурологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира.
Ключевые слова: бестиарные конференции в РГГУ, RES et VERBA, ars combinatorica.
Каждый год, начиная с 2011 года, в Профессорской аудитории РГГУ проходят «бестиарии». Это совершенно особенные научные встречи, где изучаются бестиарные коды мировой культуры. Идея таких конференций зародилась в группе «Литературный бестиарий» на сайте ВКонтакте (https://vk.com/club17296322). Организует эти встречи ИФИ РГГУ совместно с ИМЛИ РАН. Вся программа, в рамках которой идут эти конференции, носит название «RES et VERBA», и всё больше становится похожей на творческую лабораторию. Оргкомитет конференции (А.Е. Махов, РГГУ–ИМЛИ, и О.Л. Довгий, МГУ–РГГУ) каждый год придумывает новую тему. «Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве», «Бестиарий и стихии», «Риторика бестиарности», «Бестиарный код культуры», «Пять чувств: люди и звери», «Бестиарий движений», «Бестиарий антитез» – такова тематика уже состоявшихся встреч. По материалам конференций издаются сборники статей, которые размещаются на сайте Academia.edu и доступны для бесплатного скачивания.
18–19 января 2019 г. в Профессорской
аудитории РГГУ прошла 8-я бестиарная
конференция «Бестиарий как ars combinatorica
» (RES et VERBA-8)».
Она была посвящена ars combinatorica – искусству сочетать. Для обсуждения были предложены вопросы, позволяющие увидеть, каким предстает мир в зеркале комбинаторики, выраженной в бестиарных категориях. Гибридность и комбинаторность в теле зверя (много зверей в одном и один зверь во многих); гибридность звериной души: комбинации, синтез, противоречия в психотипе зверя; бестиарий и риторика (реализация в бестиарной образности основных риторических комбинаторных операций); зверь «реальный» и «фантастический» (простое и «украшенное»); человек и зверь (комбинация их свойств); зверь, дьявол, ангел, Бог, евангелисты (комбинаторика свойств) – вот некоторые темы, предложенные для обсуждения. Главное, что хотелось понять, – есть ли границы у искусства сочетать?
Тема вызвала интерес – было получено более 60 заявок. Для конференции Оргкомитет отобрал 27 докладов.
Как всегда, встреча получилась междисциплинарной: в ней приняли участие филологи, историки, искусствоведы, культурологи из Москвы (МГУ, РГГУ, ИМЛИ, МПГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Литинститут), Санкт-Петербурга, Белграда, Владимира. За два дня было заслушано 22 доклада.
В основу программы были положены хронологический и географический принципы. В первый день речь шла в основном о западноевропейской культуре.
Открыл конференцию доклад И.А. Миролюбова (МГУ), посвященный анализу языковых средств, с помощью которых в трактате Лактанция «De mortibus persecutorum» («О смерти гонителей») создается «звероподобный» образ императоров-гонителей; в частности был рассмотрен один из переданных этих автором анекдотов – о том, как будущий император Константин Великий был заперт в клетке с диким зверем и сразился с ним.
В.В. Дегтярев (Санкт-Петербург, РИИИ) в поисках ключа к барочной чудовищности и меланхолии обратился к интерпретации картины Пармиджанино «Сатурн (или Кронос) и Филира», иллюстрирующей мифологический сюжет, редко встречающийся в изобразительном искусстве.
А.Е. Махов (РГГУ–ИМЛИ) пред ложил определение комбинаторики как «игры в прятки» и продемонстрировал богатые возможности риторической операции убавления на примере неполноты и неопределенности звериного тела в демонологии Раннего Нового времени.
Е.В. Халтрин-Халтурина (ИМЛИ) рассказала об искусстве бестиарной комбинаторики на нескольких уровнях поэтического повествования «Королевы фей» Спенсера. Общая картина водных путешествий сэра Гийона сама по себе
комбинаторна: эмблематичные образы сочетаются с картографическими, и к ним
добавляются образы из легенд о путешествиях (в частности, о морских странствиях св. Брендана).
А.В. Нестеров (МГЛУ) посвятил свой доклад кошачьей топике в западноевропейской живописи. Присутствие этого животного на картинах всегда знак причудливой комбинаторной игры.
Т.А. Гуревич (Литинститут) поделилась опытом интерпретации творчества Томаса Де Квинси сквозь призму комбинаторных операций, связанных с собачьей топикой.
О.А. Кулагина (МПГУ) продемонстрировала яркие примеры бестиарной комбинаторики в творчестве Ж. Превера.
Далее следовали два «змеиных» доклада.
Я.Ю. Муратова (Литинститут) посвятила свой доклад разрешению головоломки «зверь реальный и фантастический – простое и украшенное» на примере анализа романа «Эссекский змей» Сары Перри.
А.В. Голубцова (ИМЛИ) рассказала о комбинаторных отношениях человека и змея в итальянской литературе от
К.Э. Гадды до Э. Малербы: о слиянии, взаимопроникновении, трансформации.
Следом были заслушаны два доклада на мексиканском материале
М.Ф. Надъярных (ИМЛИ) познакомила собравшихся с мексиканскими алебрихе – вымышленными существами, приобретающими всё большую популярность в современном мире.
А.В. Гладощук (МГУ) представила описание сюрреалистического бестиария мексиканского поэта и мыслителя Октавио Паса, сосредоточившись на самых ярких его образах: бабочке, Мелюзине, саламандре.
Второй день традиционно начался с докладов, посвященных русской литературе.
А.А. Преображенская (НИУ ВШЭ) рассмотрела механизмы создания бестиарных образов Христа, святых и евангелистов в контексте риторики барокко; проанализировала неожиданные для традиционной христианской образности метафоры и сравнения — комбинации, сополагающие в одной плоскости праведников и зверей с привычно отрицательными коннотациями.
О.А. Кузнецова (МГУ) рассказала о загадочных стихах, предшествующих основному тексту «Гласа последнего» Симеона Полоцкого в одном из списков сочинения и явно не принадлежащих перу этого автора. В предисловии примеры из животного мира раскрываются как неожиданные аналогии: жадная птица походит на осажденный город, а произведения из рукописных сборников становятся рыбами.
А.В. Архангельская (МГУ) рассмотрела функции сравнений с животными в произведениях древнерусской литературы с точки зрения их характерологического или поведенческого значения, проанализировала случаи, когда происходит последовательное или параллельное уподобление одного объекта разным животным, выявила принципы этих уподоблений, их возможные источники и символические смыслы.
В.Л. Коровин (МГУ) представил яркую картину превращений зверей в русской поэзии на примере переводов 103-го
псалма.
О.Л. Довгий (МГУ–РГГУ) взглянула на художественный мир Пушкина как на систему бестиарных гибридов и рассмотрела основные типы пушкинских комбинаторных «звериных» соединений и механизмы их создания.
А.М. Пенкина (РГГУ–РАНХиГС) посвятила доклад интерпретации комбинаторных смыслов, заключенных в трехчастном образа Гериона в «Разговоре о Данте» Мандельштама, в частности – скорпионского хвоста чудовища.
Ю.Б. Орлицкий (РГГУ) подробно проанализировал комбинаторные принципы описания зверей в «Новом естествослове» Б. Херсонского.
Второе отделение открыл доклад А.В. Святославского и А.А. Григорьевой (МПГУ), посвященный бестиарным трансформациям любви и смерти в рассказе чувашского писателя Б. Чиндыкова «Овцы, которые хотят смерти».
Г.Т. Гарипова (ВлГУ) на обширном материале (Х.-Л. Борхес «Рагнарек», Х. Кортасар «Бестиарии», Т. Толстая «Кысь», Ю. Мамлеев «Шатуны», А. Варламов «Мысленный волк», Х. Достмухаммад «Жажман») проанализировала возможность рассмотрения бестиарных образов оборотнической модели мира, построенных по принципу «отсутствующего тела» как основы для определения комбинаторного качества амбивалентного сочетания утопизма и антиутопизма в антиутопиях.
А.Г. Башкатова («Независимая газета») на материале рассказов Г. Честертона об отце Брауне (Великобритания), романов Ю Несбе о Харри Холе (Норвегия), романа Донато Карризи об инспекторе Фогеле (Италия) попыталась ответить на вопрос, является ли наличие бестиарного кода в описании сыщика маркером демонического.
Доклад У.В. Проскуряковой (РГГУ) был посвящен двойственности кошки в различных мифологических традициях.
Все доклады сопровождались дискуссиями, в процессе которых рождались новые идеи и комбинации смыслов. А вопрос о наличии границ у ars combinatоrica так и остался открытым – и вряд ли на него есть ответ.
Особенность бестиариев – принципиальное отсутствие деления на секции; все слушают всех. Чередование в едином потоке словесного и визуального, западноевропейского и русского, давно прошедшего и современного позволяет разглядеть разнообразие и представить общую картину.
За годы проведения конференции сложился постоянный состав участников; но каждый год появляются новые имена. Всегда радует присутствие на конференции студентов, которым интересно, чем занимаются их преподаватели в свободное от лекций-семинаров время.
Каждый, кто хоть раз побывал на бестиарной конференции, отмечает особую атмосферу этих встреч. Сочетание неформального, дружеского общения с высоким уровнем докладов, нестандартные повороты в развитии тем, живость дискуссий.
Для 9-ой бестиарной встречи, которая состоялась 17–18 января 2020 года, было выбрано название «Бестиарий ненависти». Ненависть – неотъемлемый компонент внутреннего мира человека, одна из базовых эмоций – интенсивно обсуждается в современных гуманитарных науках. Однако вопрос о выражении ненависти на языке бестиарных образов учеными практически не рассматривается. На 9-ой бестиарной конференции именно этот аспект был в центре внимания.
Приглашаем всех заинтересованных к участию в новых встречах «RES et VERBA».
Scientific meeting «Bestiary as ars combinatorica (Res et Verba-8)»
Dovgy Olga, Lomonosov Moscow State University
E-mail: olga-dovgy@yandex.ru
The paper presents brief information on the intercollegiate scientific meeting “The Bestiary as ars combinatorica” (RES et VERBA-8)” held at the RSUH on January 18–19, 2019. The central preoccupation was art of combination expressed in bestiary categories. As usually, the meeting turned out to be multidimensional: philologists, historians, and cultural scientists from Moscow, St. Petersburg, and Vladimir took part in it.
Key words: Bestiarian meetings at RSUH, RES et VERBA, ars combinatorica.