Памяти Галины Александровны Золотовой, ученого и учителя
Н.К. Онипенко, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Е-mail: onipenko_n@mail.ru;
В.Е. Чумирина, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Е-mail: vchumirina@mail.ru
Ушла из жизни Г.А. Золотова (1924−2020), выдающийся лингвист, специалист в области русской грамматики и анализа текста, доктор филологических наук, профессор, до 2013 г. главный научный сотрудник ИРЯ РАН, до 2010 г. профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ.
Ключевые слова: коммуникативная грамматика, русистика, анализ текста, функциональный синтаксис, синтаксема.
Летом, 2 июля 2020 года, не дожив месяца до своего девяносто шестого дня рождения, скончалась Галина Александровна Золотова, ученый с мировым именем, яркий, талантливый исследователь, гармонично сочетавший лучшие традиции русистики с новаторством, с умением увидеть новое в известном. Ученый, создавший собственную грамматическую теорию, в которой соединились языковая система, культура и текст, и построивший свою научную школу. Жизнь Галины Александровны, долгая и непростая, вместила в себя все тяготы, которые выпали на долю того поколения, и прожита эта жизнь в полную силу: многое преодолено, многое приумножено, и теперь остается добрая память об удивительно светлом человеке, человеке высокого духа и сильной воли.
Галина Александровна Золотова (Ремейко) родилась 4 августа 1924 года (в г. Житомире) в семье Александра Григорьевича и Софии Михайловны Ремейко. Отец Галины Александровны был руководителем Группы просвещения и здравоохранения Комиссии Советского Контроля СНК СССР. Мать, София Михайловна, была врачом-педиатром. Служебные обязанности отца требовали частых переездов, поэтому семья жила и на Украине, и в Сибири (где родилась младшая сестра Галины Александровны, Ангара), в Курске, Воронеже, Москве. Московским адресом семьи Ремейко стал печально известный Дом на набережной. С 1932 г. по 1937 г. Галина Александровна училась в школе № 19 на Софийской набережной, которую не смогла закончить. Родители были репрессированы: отец расстрелян, мать сослана в Норильлаг. Так закончилась жизнь семьи Ремейко в знаменитом доме. «От той жизни не осталось ничего», – скажет много позже Галина Александровна.
Семью смогла сохранить именно Галина Александровна, которой тогда только исполнилось тринадцать лет. После ареста матери она отправила телеграмму в Ростов-на-Дону бабушке Елизавете Яковлевне и до ее приезда не дала сотрудникам соответствующих ведомств распределить детей по детским домам, и тем самым разлучить их с младшей сестрой и братом.
Школу Галина Александровна заканчивала уже в Ростове-на-Дону, аттестат об окончании средней школы с отличием Галина Александровна получила в 1942 году. В этом же году Галина Александровна была принята на историко-филологический факультет Ростовского университета, но учеба была прервана: немецкие войска оккупировали Ростов-на-Дону, Галина Александровна была эвакуирована в Ташкент, где работала токарем на военном заводе № 702. Невозможно представить, как невысокая, хрупкая Галина Александровна работала за токарным станком, но это было: она вставала на «специальную скамеечку», чтобы дотянуться до станка, и вытачивала тяжелые детали, а пятьдесят лет спустя Г.А. Золотова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Летом 1943 года Галина Александровна возвратилась в освобожденный Ростов-на-Дону, в 1944 году смогла отвезти младших сестру и брата в Норильск, к матери, которая к тому времени была досрочно освобождена и работала педиатром в норильской больнице. В феврале 1945 года Галина Александровна продолжила учебу в Ростовском университете, а в сентябре 1945 года начала учиться на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, который окончила в 1949 году. Спустя четверть века Галина Александровна вернется на филологический факультет и будет преподавать на кафедре русского языка более 35 лет.
Уже на младших курсах Галина Александровна увлеклась наукой, слушала лекции академика В.В. Виноградова и была постоянной участницей его научных семинаров. Под руководством В.В. Виноградова написала о прозе Н.М. Карамзина дипломную работу, которая была рекомендована научным руководителем к публикации в Трудах Института языкознания АН СССР. После окончания филологического факультета МГУ Галина Александровна работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 587 в Хилковом переулке (в настоящее время Лингвистический лицей № 1555).
В 1950 г. Галина Александровна поступила в аспирантуру Института языкознания АН СССР и окончила ее в 1953 году. Под руководством В.В. Виноградова написала и успешно защитила в 1954 году кандидатскую диссертацию «Глагольные словосочетания и их типы в современном русском литературном языке (на материале сочинений А.М. Горького)». После окончания аспирантуры (с ноября 1953 г. по июнь 1961 г.) Галина Александровна преподавала на кафедре русского языка Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской.
В 1961 году Галина Александровна начала работать младшим научным сотрудником Института русского языка АН СССР (с ноября 1991 г. – ИРЯ РАН), который на долгие пятьдесят два года стал ее вторым домом. За годы работы в Институте Галина Александровна прошла путь от младшего до главного научного сотрудника, защитила докторскую диссертацию «Очерк функционального синтаксиса русского языка» (1971), получила звание профессора. В 2002 г. за плодотворную научную деятельность Указом Президента РФ Галине Александровне присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Истинная оценка научного вклада Г.А. Золотовой в русистику и мировую лингвистику еще впереди, но уже сейчас очевиден масштаб личности и ценность созданной этим ярким ученым научной теории. Бережно, но критически относясь к идеям предшественников, Галина Александровна создала новаторскую концепцию функционально-коммуникативной грамматики, в которой теория вырастает из объекта, семантика является обязательной составляющей языковой единицы и неотделима от формы и функции, грамматика понимается как механизм порождения смыслов, а не как набор форм. Коммуникативная грамматика – это концепция, в центре которой говорящая личность и текст как результат речевой деятельности.
К целостной лингвистической теории Галина Александровна шла поэтапно. Вначале ею был сформулирован основополагающий принцип функционального подхода – принцип единства синтаксиса и семантики (она говорила: «синтаксис начинается там, где есть семантика»). Этот принцип последовательно был реализован в ее докторской диссертации и одноименной монографии «Очерк функционального синтаксиса русского языка» (1973), где было предложено функциональное описание русской синтаксической системы. На этом этапе Галину Александровну интересовали синтаксические конструкции и их компоненты. Она вводит понятие минимальной синтаксической единицы – синтаксической формы слова (позже – синтаксемы), разрабатывает типологию моделей предложения с опорой на понятие изосемии и выявляет их системные связи в синтаксическом поле. Логическим продолжением «Очерка» стал «Синтаксический словарь (репертуар элементарных единиц русского синтаксиса)», изданный в 1988 г. В период всеобщего увлечения вербоцентризмом и теорией валентности Галина Александровна создает «Синтаксический словарь» и доказывает правомерность и перспективность иного подхода к русскому синтаксису – от субстантивных синтаксем к словосочетанию и моделям предложения, от субстантивных синтаксем – к семантическим типам глаголов. В «Синтаксическом словаре» нет ни одного искусственно придуманного предложения, весь иллюстративный материал – это примеры из художественных, публицистических текстов и периодических изданий, Галина Александровна выстраивала лингвистическую теорию только с опорой на существующие тексты. Как истинно любящий свой объект филолог, она постоянно записывала всё необычное и интересное. В ее доме везде стояли ящички с карточками, на которых были выписки из книг, газет, объявлений, и даже около радиоприемника у нее всегда лежали бумага и ручка.
Важным теоретическим достижением синтаксической теории Г.А. Золотовой было обоснование принципиальной двусоставности модели предложения и возможности подлежащего в косвенном падеже. В последующие годы Галина Александровна развивает свою синтаксическую теорию, расширяет ее возможности, осуществляя переход от синтаксиса предложения к грамматике текста. В книге 1982 г. «Коммуникативные аспекты русского синтаксиса», наряду с понятием изосемии и типологией моделей предложения, обсуждается понятие коммуникативного типа речи (регистра речи). Термин коммуникативный регистр речи станет важнейшим в последующих трудах Галины Александровны, поскольку он связывает грамматическую систему, говорящего и текст.
Концепция функционально-коммуникативной грамматики как целостная теория оформилась уже в начале 90-х годов, но лишь в 1998 г. вышла в свет в виде коллективной монографии «Коммуникативная грамматика русского языка». Представленная в книге теория расширила границы грамматики и показала взаимонаправленность грамматической системы и текста: система реализуется в тексте, анализ текста позволяет выстроить теорию, обладающую объяснительной силой, а применение этой теории в исследовании текста позволяет раскрыть его смысл и увидеть его структуру. В «Коммуникативной грамматике», помимо теоретических обобщений, предложен анализ художественных текстов, свидетельствующий об удивительной языковой интуиции Галины Александровны, о ее высокой книжной культуре и любви к русскому слову. В 2003 г. за книгу «Коммуникативная грамматика русского языка» Галина Александровна и ее соавторы были удостоены Шахматовской премии.
Самыми значимыми именами в мире русского языка для Галины Александровны были Пушкин и Виноградов. В одном из интервью Галина Александровна говорила о своем учителе: «Если можно проводить какие-либо параллели с другими науками, то я бы сказала так: у нас традиционная лингвистика, наука о языке, может сравниться с элементарной арифметикой, а Виктор Владимирович поднял науку о русском языке и филологию вообще на уровень высшей математики».
Следуя примеру своего учителя, Галина Александровна часто обращалась к произведениям Пушкина: дательный падеж подлежащего доказывала на фрагментах из «Евгения Онегина», коммуникативный регистр – на фрагментах о белке из «Сказки о царе Салтане». В фокусе ее внимания всегда был текст и языковой материал, основной принцип текстового анализа – пристальное внимание к языку, а не стремление доказать субъективную теорию.
Самым ярким примером соединения этих трех имен стала текстовая интерпретация русской категории вида в трудах Г.А. Золотовой. В конце 90-х – начале 2000-х Галина Александровна занималась текстовыми функциями видо-временных форм глагола, которые обнаружил В.В. Виноградов, анализируя стиль «Пиковой дамы» (1936 г.). Эту работу Галина Александровна считала «одной из самых блистательных работ, которая заложила начало теории текста». Рассматривая роль глагола в текстах разной стилистической принадлежности, Г.А. Золотова сформулировала и доказала идею текстовой сущности категории вида, показала, что семантика категории вида принадлежит уровню текста. Так, начиная построение своей научной теории с грамматики имени и синтаксиса предложения, Г.А. Золотова пришла к грамматике глагола и анализу текста, тем самым воплотив в своем научном творчестве принцип целостности научного видения языковой системы.
Отдавая долг памяти своему учителю, Галина Александровна работала с архивом В.В. Виноградова, готовила к публикации 3-е издание 1986 г. книги В.В. Виноградова «Русский язык», с 1998 г. по 2010 г руководила оргкомитетом ежегодных Виноградовских чтений в МГУ, куда приглашала ученых-филологов разных направлений.
Лингвистические идеи Г.А. Золотовой получили мировое признание. Она избрана почетным членом научных обществ Чехии, Болгарии и Франции, читала лекции по приглашению сорока зарубежных университетов, в 2000 г. Стокгольмский университет присвоил ей звание Почетного доктора (honoris causa).
Но все очень серьезные заслуги в науке и признание их мировым научным сообществом не сделали Галину Александровну высокомерной, не заставили «почивать на лаврах», она была настоящим ученым, который задает новые вопросы и ищет верный ответ на них. Она не любила снобизма, не была высокомерной, была проста в общении и знала имена и отчества всех коллег и технических работников Института русского языка, не чужда ей была и ироничность.
Объяснительные возможности теории и обаяние личности привлекали к Галине Александровне студентов и молодых исследователей. Под ее руководством были написаны и защищены 22 кандидатские диссертации и три докторские. Г.А. Золотова, всегда помнившая своего учителя, верный его ученик, собрала и воспитала учеников-единомышленников, создала научную школу коммуникативной грамматики. Галина Александровна была удивительно щедрым человеком и мудрым учителем, чутким и отзывчивым. Сама, будучи свободным исследователем, уважала творческую свободу учеников, ценила самостоятельность мысли, талант и языковую интуицию, позволяла каждому идти своим путем, направляя и поддерживая, и никогда не написала ни строчки в работах учеников. Она читала работу и говорила, с чем согласна, а с чем нет, всегда была готова к обсуждению и даже признанию своей ошибки.
Галина Александровна не боялась сказать то, что считала правильным, в ней был почти детский максимализм и острое чувство справедливости, она не боялась не соглашаться с признанными авторитетами и защищать идеи, в которые верила. Она не боялась критики и была открыта к любой честной дискуссии, любила живое научное обсуждение и была очень внимательна ко всему новому.
Галина Александровна была очень чутким человеком: она была внимательна и заботлива, искренне волновалась о жизни коллег и учеников, никогда не оставляла в трудную минуту, не забывала позвонить в день рождения и сказать теплые слова.
Двери ее дома были всегда открыты для коллег и учеников. После конференций в МГУ коллеги-единомышленники традиционно собирались у Галины Александровны дома, научное общение продолжалось уже за столом и иногда до позднего вечера. Те, кто бывал в гостях у Галины Александровны, помнят рабочий стол, заваленный бумагами, цветы на всех подоконниках и ящики с карточками, фотографии на книжных полках и гильзу, оставшуюся после залпа из пушки, сделанного в честь Галины Александровны в Стокгольме. Иногда гильза служила вазой, а в один год в ней стоял еловый лапник, украшенный вместо елки новогодними игрушками. В этом доме всегда было хорошо, спокойно, в нем не было суеты, было много книг, было очень светло, из этого дома гости часто уходили с подарками от хозяйки: Галина Александровна всегда хотела что-нибудь подарить и отказаться было невозможно, и самым большим подарком было, конечно, само общение с Галиной Александровной, рядом с которой действительно хотелось стать лучше.
Все, кто знал Галину Александровну, помнят ее сдержанность, элегантность, собранность; она не терпела неряшливости ни во внешности, ни в работе. Галина Александровна всегда была примером человека с настоящим чувством собственного достоинства, истинной интеллигентности и бесстрашия.
Галина Александровна ушла, но остались книги и статьи, похожие на нее: в них сила и глубина мысли заключены в изящность и красоту изложения, яркие идеи воплощены в продуманных формулировках, живая наука дышит в точном слове.
Говорят, незаменимых людей нет, но всё же они есть. Светлая память и низкий поклон дорогому учителю и большому ученому…
Литература
Жуковская Е.Е., Золотова Г.А., Леонова Э.Н., Мотина Е.И. Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. I-II курсы. Практическая грамматика. М.: Русский язык, 1984. 336 с.
Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Программа курса «Коммуникативный синтаксис русского языка (Функциональный подход к изучению синтаксического строя современного русского языка)» (VIII-IX классы гуманитарной специализации) // Русский язык в школе. 1993. № 2. С. 33–40.
Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык: От системы к тексту. 10 кл.: Учеб. пособ. для факульт. занятий общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля. М.: Дрофа, 2002. 320 с.
Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 352 с.
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. 368 с.
Золотова Г.А. Синтаксический словарь (репертуар элементарных единиц русского синтаксиса). М.: Наука, 1988. 440 с.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1998. 528 с.
Структура сложного синтаксического целого в карамзинской повести // Труды Института языкознания АН СССР, т. 3. М., 1954.
Ремейко О. «Норильск навсегда остался для нас родным…» «https://memorial.krsk.ru/memuar/K/Kasabova/10/Remeiko.htm» Дата обращения: 12.12.2020.
Remembering scientist and teacher Galina Aleksandrovna Zolotova
Nadezhda K. Onipenko Vinogradov Institute of Russian language RAS
E-mail: onipenko_n@mail.ru;
Victoria E. Chumirina Lomonosov Moscow State University
E-mail: vchumirina@mail.ru
G.A. Zolotova (1924–2020) passed away. She was an outstanding linguist and specialist in the field of Russian grammar and textual analysis, Dr. Hab. in Philology, Full Professor and chief researcher of Vinogradov Institute of Russian language RAS until 2013, who worked for more than 35 years in the department of Russian at the Faculty of Philology.
Key words: communicative grammar; Russian studies; textual analysis; functional syntax; syntaxeme.