Рецензия на учебное пособие Л.С. Крючковой «Словообразование. Форма, семантика, функция, методика обучения», 2019, 216 с.
Е.Ю. Николенко, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Е-mail: nikolenko.e.yu@gmail.com
В рецензии анализируется учебное пособие Л.С. Крючковой «Словообразование. Форма, семантика, функция, методика обучения». Отмечается, что словообразовательная система русского языка отличается богатством и разнообразием, она имеет креативные возможности, за счет которых обновляется и пополняется новыми словами словарный состав русского языка. Это приобретает особую значимость в работе с иностранными учащимися. Особенно ценным представляется описанная в пособии методика работы со словообразовательным материалом.
Ключевые слова: словообразовательная система, иностранные учащиеся, методические принципы.
Издательство «Флинта» выпустило в свет учебное пособие известного ученого и методиста, замечательного преподавателя Л.С. Крючковой: «Словообразование. Форма, семантика, функция, методика обучения». Словообразовательная система русского языка в пособии рассматривается в функциональном плане. Его цель – познакомить читателей с основными единицами словообразовательной системы, проанализировать формы, обобщенно-словообразовательную семантику, функции и закономерности употребления словообразовательных единиц в речевой деятельности.
Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием, в ней четко прослеживаются креативные возможности русского языка, обновляющего и пополняющего свой словарный состав новыми словами на основе уже существующих слов, вследствие чего в русском языке существует огромное количество производных слов; из десяти слов каждые девять являются производными. Всё это приобретает особую значимость в практике работы с иностранными учащимися. В пособии рассматриваются также методические принципы описания словообразования как одного из аспектов обучения русскому языку как иностранному (РКИ) и описывается методическая организация словообразовательного материала в целях эффективного преподавания русского языка как иностранного.
Впечатляет оглавление пособия. Оно состоит из введения, четырех глав, заключения, литературы, четырех приложений.
Глава 1. Словообразование в системе русского языка.
Глава 2. Основные единицы словообразовательной системы.
Глава 3. Словообразование как один из аспектов обучения РКИ и принципы его описания.
Глава 4. Методическая организация словообразовательного материала в целях эффективного преподавания русского как иностранного.
Особенно хотелось бы отметить третью и четвертую главы, посвященные методике работы с иностранными учащимися по русскому словообразованию. Если на продвинутых этапах обучения в пособиях еще встречаются упражнения по словообразованию, то на элементарном и базовом уровнях владения языком этим аспектом обучения РКИ вообще не занимаются. Автор проанализировала популярные учебники по русскому языку как иностранному, чтобы прийти к такому неутешительному выводу.
Поэтому особенно ценным представляется описание методики работы со словообразовательным материалом, в том числе и на элементарном уровне владения русским языком. Обучение русскому словообразованию рассматривается в аспекте основных принципов преподавания РКИ: системности, функциональности и ситуативно-тематического подхода к отбору и подаче учебного материала, сознательности, взаимосвязанного обучения аспектам и видам речевой деятельности, методической целесообразности и поэтапного формирования практических знаний в зависимости от уровня владения языком, наглядности и учета родного языка учащихся, приобщения иностранных учащихся к русской культуре через изучение русского языка.
В четвертой главе пособия подробно описывается методическая организация словообразовательного материала в целях эффективного преподавания, начиная с элементарного уровня (А1). В пособии предлагается изучать словообразование как «сквозную» тему с включением аспекта в комплексные занятия. Для этого необходимо отбирать частотные и методически оправданные словообразовательные морфемы. И, если в том или ином пособии по обучению РКИ нет заданий на формирование знаний по словообразованию, преподаватель может сам давать дополнительные задания и упражнения, способствующие тому, чтобы иностранный учащийся понимал механизм образования слов или форм слова и формировал словообразовательную компетенцию.
На элементарном и базовом уровнях (возможно, и далее) механизмы словообразования формируются на основе учебных словообразовательных моделей. Учебная словообразовательная модель наглядно демонстрирует, каким образом создается производное слово, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка и другие комплексные единицы.
Изучение различных словообразовательных явлений в комплексе необходимо в педагогической практике, поскольку представляет собой важный мнемонический прием, существенно увеличивающий возможности усвоения структуры слова, закономерностей его образования. Знакомство с механизмами образования слов поможет учащимся расширить активный и пассивный словарный запас, будет способствовать формированию навыков языковой догадки, развитию языкового чутья, даст представление о средствах обогащения русского языка. Увеличение словарного запаса учащихся сопровождается обобщением и систематизацией знаний словообразовательной системы русского языка с учетом деривационных связей и отношений. Обнаруживая знакомые элементы в незнакомых словах и устанавливая их значение, учащиеся постепенно овладевают не только самими лексическими единицами, но и методикой их понимания. Поэтому с учащимися важно изучать словообразовательную систему и ее функционирование.
Знакомство со словообразовательной системой русского языка важно еще и потому, что словообразовательные элементы, наряду с другими языковыми средствами, участвуют в формировании коммуникативной компетенции и, в частности, языковой компетенции. На элементарном и базовом уровнях владения русским языком необходимо знакомить иностранного учащегося с суффиксами существительных с обобщенной семантикой профессии или рода деятельности: преподаватель, читатель, спасатель; национальности человека: ливанец, китаец, кореец и др.; необходимо включать словообразовательные модели-образцы в предложения: Учитель − человек, который учит / тот, кто учит. Учащихся нужно знакомить со словообразовательными моделями имен прилагательных с суффиксами -ск-: Тверская улица, Ломоносовский проспект, Белорусский вокзал; -н-: учебный предмет, паспортный контроль и др. Причем надо иметь в виду, что преподаватель работает с иностранцами не только по учебным моделям, но и по спискам слов, от которых можно образовать производные слова, включаемые в изучаемую словообразовательную модель. В пособии раскрывается важная роль приставок и суффиксов в семантизации лексики и формировании активного и потенциального словаря учащегося и т. д.
На наш взгляд, несомненно, интересны методические советы начинающему преподавателю РКИ. Приведем некоторые их них.
Что следует делать преподавателю, работающему в иностранной аудитории:
− любой словообразовательный элемент должен быть объяснен иностранцу с позиций формы, семантики и функции;
− способы словообразования изучаются поэтапно с учетом принципа методической целесообразности, преподавателю нужно четко выстраивать стратегию методической работы;
− преподаватель работает на основе словообразовательной модели;
− для объяснения на начальном этапе обучения привлекаются средства зрительной и речевой наглядности;
− преподаватель учит различать формообразование и словообразование;
− преподаватель дает задания на наблюдение, понимание, имитацию, закрепление, запоминание, активизацию и освоение;
− поисковые задания предлагаются только после серии заданий обучающего типа;
− работу по словообразованию включает во все типы занятий, в речевые и фонетические зарядки, в игровые задания.
Чего не следует делать преподавателю, работающему в иностранной аудитории:
− изучать все способы словообразования; изучать только те, что необходимы для обучения на конкретном уровне владения русским языком;
− сложно формулировать правила; преподаватель работает по учебной словообразовательной модели с объяснением ее формы, семантики и функции;
− заниматься словообразовательным разбором школьного типа;
− отрабатывать в задании несколько словообразовательных моделей; преподаватель должен соблюдать методический принцип одной трудности.
Все методические рекомендации нацеливают преподавателя, работающего в аудитории, на профессионально продуманный подход к обучению словообразованию, на использование словообразовательного богатства русского языка во всех сферах его функционирования.
Приложения пособия, содержащие вопросы для самоподготовки, дидактические материалы для словообразовательного анализа лексики в тексте, исторически обусловленные чередования в русском языке и требования по русскому языку как иностранному делают книгу еще более актуальной для молодых преподавателей РКИ.
Завершая анализ книги, хочу выразить особую благодарность автору за методические советы начинающему преподавателю, за систему заданий и упражнений (что интересно не только начинающему), а также отметить, что пособие базируется на качественном анализе источников и большого объёма научно-методической литературы по словообразованию.
Итак, пособие Л.С. Крючковой можно оценить как высокопрофессиональное, очень полезное, а включение словообразования в практику преподавания РКИ обогатит методику обучения русскому языку как иностранному и заметно облегчит иностранным учащимся процесс обучения и освоения русского языка.
Review of the textbook by L.S. Kryuchkova “Word Formation. Form, semantics, function, teaching methods”, 2019, 216 p.
Elena Yu Nikolenko, Lomonosov Moscow State University
Е-mail: nikolenko.e.yu@gmail.com
The review analyzes the textbook by L.S. Kryuchkova “Word formation. Form, semantics, function, teaching methods”. Russian word-formation language system is rich and diverse, it has creative opportunities, due to which the vocabulary of the Russian language is updated and replenished with new words. This becomes especially important in working with foreign students. The methodology of working with word-forming material described in the text-book is especially valuable.
Key words: word-formation system, foreign students, methodological principles.